Геополитический порядок в Евразии является яблоком раздора в отношениях между США и Россией с самого момента развала СССР. Москва настаивает на своем праве на некую «сферу привилегированных интересов» на постсоветском пространстве, на что Вашингтон отвечает продвижением «геополитического плюрализма», включающего поддержку полного суверенитета и независимости новых независимых государств, а также их права на сближение с европейскими и евро-атлантическими институтами.
Альянса за пределы того, что Евгений Примаков в 1998 году назвал «красной линией» бывшей советской границы (рассматривая прибалтийские страны как особый случай). Наследие «цветных революций» в Грузии и на Украине в 2003 и 2004 годах и действия США по сближению Альянса с правительствами постсоветских государств, воспринимавшимися Москвой как враждебные, стали главным источником трений между Россией и НАТО. На саммите НАТО в Бухаресте в апреле 2008 года усилия США по предоставлению Грузии и Украине планов действий по подготовке к членству (МАР) не привели к успеху, частично по причине решительного сопротивления Германии и Франции. Однако в принятой на саммите декларации Альянс поддержал стремление Грузии и Украины к членству и заявил, что «эти страны станут членами НАТО». Это, скорее условное, обязательство стало серьезным источником напряжения, кульминационной точкой которого стала Пятидневная война между Россией и Грузией. С объективной точки зрения, Альянс не только не угрожает Российской Федерации, но, по сути, занимается экспортом модели реформы сектора безопасности и региональной стабильности, что должно играть на руку и России. Однако весь без исключения политический спектр российской элиты разделяет мнение о том, что НАТО, как военный альянс и исторический противник, представляет объективную угрозу для России, а его желание поглотить стратегически чувствительные зоны на российских границах – недопустимый вызов.
Расхожая истина, утверждающая, что суверенные государства имеют право вступать в ассоциации по своему свободному выбору, правильна с формальной точки зрения, но политически неприменима. Членство Грузии и Украины в НАТО несовместимо с повесткой дня по «перезагрузке» в отношениях между США и Россией.
Профессор Р. Крэг Нэйшн
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться